Современный мобильный терминал представляет собой карманный компьютер под управлением операционной системы семейства Microsoft Windows Mobile, Palm OS, DOS и даже Linux, оснащённый сканером для считывания штрихкодов. Встроенный сканер выпускает красный луч и, если ему удалось считать штрихкод, издает звуковой сигнал «пип» (отсюда термин «пикать» - сканировать, считывать штрихкод). Вне зависимости от мобильности, называется это в русской литературе ТСД (терминал сбора данных). Мобильности терминалу добавляет WiFi ( «вай-фай») модуль, при наличии которого ТСД получает доступ к локальной сети предприятия или даже выход в Интернет через имеющийся Internet Explorer (например, зайти на таком терминале на Яndex и что-нибудь там поискать). Плюс ко всему экран терминала в большинстве случаев цветной и является чувствительным к нажатию (имеет так называемый «тач-скрин»). Это означает, что нажатие на экран в определенной позиции срабатывает так же как щелчок мышью при работе с настольным компьютером. Двойное нажатие работает как двойной щелчок. Нажимать на экран следует специальной палочкой - стилусом, входящей в комплект терминала.
Вся эта прорва функциональности нужна для одного: чтобы под ТСД можно было создавать программное обеспечение, не уступающее программам «больших» компьютеров и еще по некоторым причинам, о которых будет рассказано ниже.
Итак, чем же ТСД отличается от сканера? Хотя в мире существуют и просто сканеры, почти всегда, говоря «сканер" штрихкодов, люди имеют в виду именно ТСД. Собственно, при первом знакомстве тяжело разобраться зачем нужен целый компьютер, если достаточно просто "считывателя штрихкодов»? На практике все зависит от решаемых задач.
У «просто сканеров» есть ряд ограничений:
- Простой сканер - это несамостоятельное устройство, наподобие клавиатуры, и без компьютера он не может делать ничего полезного, кроме считывания и запоминания штрихкодов (что это за штрихкоды, что за товар, откуда, нужно ли было его считывать и т.д. - в задачу сканера не входит);
- Небольшой радиус действия беспроводной связи до компьютера (около 10 м).
Допустим, мы хотим автоматизировать инвентаризацию склада при магазине. Думая об этом, мы представляем примерно такую картину: девушка «пикает» по штрихкодам, и когда она все «пропикает», штрихкоды каким-то магическим образом окажутся в 1С или другой учетной программе и сформируют там документ инвентаризации. Один способ добиться этого - открыть в 1С форму нового документа инвентаризации, в котором было бы текстовое поле для ввода штрихкода. И как только кто-то вводил бы в это поле штрихкод, в документ автоматически добавлялась бы строка «товар такой-то, 1 штука». Тут достаточно и обычного сканера при условии, что касса и 1С находятся не очень далеко от товаров. Но даже если касса далеко, существуют «продвинутые» сканеры, которые могут запомнить сотню-две штрихкодов перед тем, как передать их в компьютер.
Если же мы хотим принимать товар у ворот склада на морозе в 100 м. от ближайшего компьютера, вводить количество и номер партии, то просто сканером тут не обойтись. Ошибочное представление о том, что ТСД - это сканер, проистекает из того, что их часто показывают либо с выключенным экраном, либо с работающей а-ля DOS программой эмуляции терминального доступа (так называемым telnet-клиентом) , когда на черном фоне видны белые буковки и больше ничего.
Вопрос: Как устроен терминал сбора данных и где у него что?
В данной статье мы будем рассматривать Windows-терминалы. Рабочий стол такого терминала очень схож с интерфейсом настольных версий операционной системы Windows. Вообще говоря, при работе со складской программной никакого рабочего стола не видно и о его существовании знает только старший кладовщик или техник, которые следят за работоспособностью и зарядкой батарей терминалов.
Рассмотрим устройство на примере семейства терминалов сбора данных Intermec 700 Series.
Терминал имеет дизайн, облегчающий работу по сбору данных: чувствительный к нажатию экран, ограниченная клавиатура с клавишами больших размеров, встроенный сканер штрихкодов, специализированное программное обеспечение. Внешне терминал напоминает большой сотовый телефон или калькулятор. Он имеет цифровую клавиатуру (клавиши 0-9), на каждой клавише кроме больших цифр малым шрифтом нанесено наименование некоторой особой функции или специальный знак оранжевым цветом. Для вызова такой функции следует нажать клавишу с оранжевым кружком (клавиша Gold - «Голд») в левом нижнем углу клавиатуры, а затем соответствующую цифровую клавишу. Т.е. клавиша Gold работает как клавиши Ctrl или Alt клавиатуры персонального компьютера. Например, включение/выключение подсветки экрана выполняется нажатием клавиши Gold и клавиши »3».
Клавиша с голубым кружком в нижней левой части клавиатуры предназначена для переключения терминала в режим ввода буквенных символов (буквенные символы изображены на клавишах белым цветом). Это похоже на клавишу Shift клавиатуры персонального компьютера. При переключении терминала в режим ввода буквенных символов индикатор режима клавиатуры загорается красным. В цифровом режиме данный индикатор погашен. После успешного сканирования штрихкода индикатор режима клавиатуры загорается на секунду зеленым.
Для ввода штрихкода следует направить линзу сканера штрихкодов на штрихкод и нажать клавишу сканирования на боковой части терминала или такую же клавишу на ручке терминала (на рисунке ручка не показана). При успешном распознавании штрихкода индикатор режима клавиатуры загорится на секунду зеленым.
Клавиша включения/выключения терминала I/O (произносится «ИО») предназначена для управления питанием. Хотя в обычном смысле терминал никогда не выключается, а только переходит в спящий режим, использование клавиши I/O может сэкономить батареи. Мобильный терминал всегда находится в режиме энергосбережения и, если его не использовать в течение 3 минут, самостоятельно переходит в спящий режим. Это время (3 минуты) обычно настраивается и в зависимости от терминала может быть увеличено до бесконечности (обычно для этого следует указать интервал в 0 секунд). Клавиша I/O позволяет вывести его из спящего режима и продолжить работу. Если у включенного терминала нажать удерживать клавишу I/O в течение 15 секунд, произойдет так называемый Warm Boot ( «ворм-бут») - простая перезагрузка операционной системы мобильного терминала.
Клавиши навигации работают аналогично клавишам со стрелками вверх/вниз/влево/вправо на клавиатуре персонального компьютера или сотового телефона. Например, с их помощью может осуществляться перемещение по элементам списка. Комбинации Gold+вверх/Gold+вниз управляют громкостью звука, Gold+вправо/Gold+влево табуляцией в текстах соответственно вправо и влево.
Клавиша действия выполняет функции аналогичные клавише Enter на клавиатуре компьютера или клавише OK (Yes) на сотовом телефоне. Используется, как правило, для подтверждения выбора, запуска операции. Желтый плюс под текстом Action ( «экшн») означает, что при нажатой желтой клавише вместо Enter вводится символ "+». Клавиша ввода расположена в нижнем правом углу клавиатуры. В большинстве операций ее использование эквивалентно использованию клавиши Action, т.е. обозначает подтверждение, согласие и т.д.
Клавиша стирания расположена в левой части клавиатуры над Желтой клавишей I/O и предназначена для стирания неверно введенных символов. Клавиша отмены расположена в верхней части клавиатуры слева от клавиш навигации. Она предназначена для отмены выбора, прекращения операции, выхода из программ. Если заряд батареи терминала подходит к концу индикатор заряда загорается красным. Сенсор освещенности реагирует на окружающий уровень освещенности, в темных условиях терминал включает подсветку клавиатуры и дисплея.
На задней панели терминала в нижней ее части расположен слот под батарею. Выемка батареи вызывает Warm Boot ( «ворм-бут») терминала. Специальная кнопка полного сброса данных вызывает Cold Boot ( «колд-бут») - полное стирание памяти терминала с последующей перезагрузкой. После Cold Boot все установленные пользователем программы исчезают, а программное обеспечение терминала откатывается до состояния стандартной заводской установки.
Вопрос: Почему у терминала так много кнопок и с чем их едят?
Далеко не у всех терминалов много кнопок, и это не всегда хорошо. Желание иметь поменьше кнопок проистекает, опять же, из представления, что ТСД является сканером штрихкодов и больше от него ничего не нужно. В действительности же, когда дело доходит до настоящего использования настоящего терминала в настоящих операциях, обнаруживается, что нужно: вводить номер партии, количество, вводить даты, выбирать что-то из списков, отказываться от выполненных действий и т.п. Например, если складская программа терминала под Windows, то терминал без клавиши "Esc» (Escape) неудобен, ведь им будет практически невозможно пользоваться без стилуса - для выхода из любого действия придется нажимать кнопки на экране или использовать функциональные клавиши (F1, F2..), для которых отдельных кнопок нет, и нужно нажимать сочетания клавиш. Не самой лучшей идеей будет покупка терминала без цифр для задачи учета товара, где нужно вводить количество.
ТСД с малым числом кнопок
Конечно, если кто-то производит терминалы без кнопок, значит это кому-нибудь нужно. Чаще всего это нужно для работы торговых представителей и мерчандайзеров, основная работа которых производится во множестве меню и таблиц при помощи стилуса. Для ввода количества в таких специальных приложениях используется виртуальная клавиатура (на все символы, либо только на цифры и знак '.').
Вопрос: Почему для работы в черно-белом терминальном доступе я вынужден покупать цветной терминал с Bluetooth и Windows Mobile 2005?
Производители стараются продвигать цветные экраны и беспроводную сеть, потому что производство черно-белого экрана не намного дешевле производства цветного, а вся разница только в потребляемой мощности (с цветным аккумуляторы сядут раньше). Любой крупный производитель, такой как Intermec или Symbol, ранжирует свои терминалы не по цветам экрана, а по сферам применения, и она ни за что не согласится выпускать для каждой по две-три вариации. Это не окупается. Учитывая, что львиную долю в стоимости терминала составляют затраты на доставку, поддержку клиентов, маржа дилера и маркетинг, а совсем не экран и батарейки, такое положение вещей вполне понятно.
Производители предустанавливают Microsoft Windows потому, что у них недостаточно своих ресурсов для разработки еще и операционных систем. И хотя на рынке существует множество других операционных систем для мобильных устройств, у них есть один общий недостаток: отсутствие по-настоящему хороших средств разработки программ, большого количества готовых библиотек и огромного рынка рабочей силы, способной создавать под них ПО. Именно это, а не яркие иконки рабочего стола, привлекает производителей железа.